Физические и интеллектуальные показатели развития ребенка в 2 года. Что умеет малыш?

Для родителей важно, чтобы двухлетний малыш ни в чем не отставал от сверстников. Ориентиром в этом вопросе служат нормы развития ребенка в возрасте 2 года. Достаточный рост и вес – это, конечно, хорошо, но еще не все. Он должен развиваться и умственно, но обо всем по порядку.

малютка играет в кубики

Физическое развитие ребенка 2-х лет

В этом возрасте крохи растут очень быстро, пусть и не с такой скоростью, как в первые 12 месяцев, но все же достаточно интенсивно.

На показатели физического развития к концу второго года жизни малыша влияют различные факторы, среди которых:

  • питание;
  • семейные условия;
  • наследственность;
  • место проживания и климат;
  • экология.

Даже тот факт, родился ли ребенок доношенным или семимесячным, путем естественных родов или кесарева сечения, отражается на физических параметрах двухлетки. В среднем, дитя в этом возрасте достигает показателей:

  • вес: 12,2 – 12,8 кг;
  • рост: 83 – 87 см.

То есть, на втором году жизни вес увеличивается приблизительно на ½ от прибавки первого года, а рост – на 1 см в месяц.

Рост и вес у девочек и мальчиков в возрасте от 1 до 2 лет

таблица роста и веса

Существует много таблиц, составленных педиатрами, из которых видно, что показатели увеличения веса и роста за год у разнополых детей отличаются.  Мальчики лидируют в физическом развитии, что неудивительно. Они рождаются более крупными, а в возрасте двух лет разница со сверстницами становится еще более заметной. Девочки ниже ростом, при этом увеличение объема грудной клетки у них происходит быстрее. Делая сравнение своего мальчика или девочку с остальными, нужно принимать во внимание наследственные факторы и ряд других особенностей.

Пропорции тела пока еще не такие, как у взрослых. Ноги выглядят короткими по сравнению с туловищем, конечности пухлые, со складочками. Голова крупная, кости скелета мягкие, состоящие преимущественно из хрящевой ткани. Для хорошего развития физических данных необходим сбалансированный рацион питания и достаточна двигательная активность.

Навыки и умения к двум годам

девочка бежит на берегу

К этому возрасту малыш обретает неплохую координацию движений. Он в состоянии легко управлять своим телом, демонстрируя окружающим навыки ходьбы, бега, преодоления элементарных препятствий. Вот что он умеет:

  • ходить, бегать, прыгать;
  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • перешагивать через преграды, высотой 20 см, а более высокие просто обходить;
  • бросать легкий мяч руками, «футболить» его ногами;
  • лазить по веревочной лестнице, проходить через обруч, идти за руку по бордюру, шириной 15 см.

Кроме того, он умеет правильно пользоваться различными предметами; кистью и карандашами рисует, ложкой ест, щеткой чистит одежду, расческой причесывается.

Долг родителей – максимально использовать любознательность ребенка в этом возрасте, чтобы развить у него крупную и мелкую моторику. Физические способности развиваются во время двигательной активности. Во многом наличие у детей физических навыков зависит от родителей.

Просмотру детских телепередач достаточно уделять не больше часа в день. Намного полезнее проводить с ребенком время вне дома, гуляя в парке, на детской игровой площадке. Для двухлетки нет ничего более увлекательного, чем посещение игрового комплекса с мини-аттракционами; это очень хорошо для его физических данных.

Развитие речевых способностей в 2 года

мальчик в два года смеетсяДетский лексикон растет с каждым месяцем, но у всех по-разному. Словарный запас детей от 1,5-2 лет может отличаться: у одних это 40-50 слов, у других 200-300 слов к концу второго года. При этом, одни могут разговаривать практически предложениями, другие используют в большей степени междометия и мимику. Чем больше родители разговаривают с сыном или дочерью, тем богаче становится словарный запас ребенка, тем лучше у него в дальнейшем развивается речь. Поначалу дети строят фразы из двух-трех слов: кукла хочет спать, мячик упал. Позже предложения становятся более развернутыми.

Когда малыш легко сочетает слова по смыслу, родителям намного проще его понять. Если ребенку это удается не сразу, и он неправильно комбинирует слова, маме с папой нужно ему помочь. Помощь заключается в том, чтобы правильно произносить фразу, которая не дается крохе. После многочисленных повторов он и сам начнет говорить правильно отдельные слова, и поймет, как правильно составлять предложения.

В этом возрасте малыш проявляет интерес к любому новому предмету, интересуясь у взрослых, как они называют это. Родитель в таких случаях должен назвать предмет и объяснить, для чего он предназначен.

Когда мать проводит со своим чадом много времени, она понимает его желания с полувзгляда. Но это не повод позволять ему выражать свои просьбы жестами или неправильно произнесенными словами. Иначе ребенок еще долго будет говорить «бибика» вместо «машина», привыкая говорить к искажениям. Всякий раз, когда малыш говорит слово неправильно, мать должна стимулировать его исправлять свои ошибки. Такой подход хорошо работает у ребенка на втором году жизни, приучая его правильно произносить слова.

Педиатры заметили, что речь и мелкая моторика пальцев тесно связаны. Чтобы ускорить развитие речи, следует чаще рисовать, собирать конструктор, складывать паззлы и практиковать другие занятия, предусматривающие мелкие и точные движения.

Особенности развития психологии детей 2-3 лет

Если дитя растет в нормальных условиях, близкие уделяют ему достаточно внимания, то и поведение малыша в двухлетнем возрасте не вызывает вопросов и проблем. У него пока не получается управлять собой и своими желаниями, но характер уже формируется. Родители уже знают, в какие игры любит играть их чадо, какие блюда предпочитает. Особенности второго года жизни таковы, что ребенок не в состоянии долго концентрироваться на чем-то одном, нуждается в смене игр и видов деятельности.

В возрасте 2-3 года ребенок ясно понимает, для чего предназначен тот или иной предмет, например, зубная щетка, мочалка, вилка или расческа. Не только понимает, но и умеет пользоваться ими, пусть и не всегда успешно. Среди возрастных особенностей этого периода можно упомянуть следующие:

  • понятная речь, куда, помимо существительных, входят прилагательные и глаголы;
  • развитая мелкая моторика (ребенок успешно складывает мозаику и кубики, собирает и разбирает матрешку и др.);
  • с удовольствием совершает простые танцевальные движения под ритмичную музыку;
  • выполняет простые просьбы (закрой дверь, принеси мяч, покорми куклу);
  • запоминает слова детских песенок и потешек, напевает вместе с мамой или бабушкой;
  • способен нарисовать рисунок и вылепить простую фигурку из глины или пластилина;
  • любит разбирать игрушки на «запчасти», интересуясь их устройством.

Каких еще успехов ожидать от ребенка 2-х лет

Покажите ему, как собрать простую пирамидку из пяти элементов, и он сумеет повторить ваши действия без подсказки. Развитому двухлетке не сложно дифференцировать предметы по признакам: плоские и объемные, холодные и теплые, тяжелые и легкие, большие и маленькие. Попросите его расставить в один ряд матрешки «по старшинству», покажите ему, как это делается, и он все поймет и запомнит с первого раза. В возрасте 2-3 года он уже знает и различает, как минимум четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Игры и забавы для родителей с ребенком в возрасте двух лет

мама играет с дитем

Наблюдая за детьми на игровых площадках, нельзя не заметить, что в двух-трехлетнем возрасте малыш активно познает окружающий мир, стремится узнать как можно больше нового. Все предметы, окружающие малыша, воспринимаются им как игрушки, с которыми непременно нужно поиграть.

Нельзя забывать о том, что дети в данном возрасте не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном. Новое занятие занимает их интерес на некоторое время, по истечении которого внимание рассеивается. Поэтому развивающие игры для них нужно выбирать самые простые, без мудреных правил и условий.

Приведем в качестве примера несколько игр, в которые можно играть всей семьей.

«Подбери пару»

Игровые действие направлены на установление логической связи между предметами: вилка и ложка, носок и сапожок, краски и карандаши, мыло и мочалка. Взрослый кладет в мешок один из предметов, а малютка должен подобрать ему пару.

Более взрослый малыш в состоянии решить и задачу посложнее. Предметы разложить на столе в хаотичном порядке и предложить ему самостоятельно собрать «пары». Игра окажется еще более эффективной, если многократно проговаривать вслух названия предметов и их назначение.

Что развивает данная игра? Очень многие навыки и, в частности, дети учатся дифференцировать предметы по признакам (для еды, для гигиены и т. д.). Кроме того, у крохи развивается периферическая нервная система, передающая сигналы от глаз рукам. И, наконец, продолжается развитие осознанной моторики.

«Кто первый»

Напоминает футбол в одни ворота. Нужно соорудить на полу ворота из кубиков или конструктора, взять два небольших мячика (один предложить малышу) и устроить соревнование: кто быстрее докатит мяч до ворот. Затем мячики заменить на кубики или другие фигурки, они должны быть разными по форме. В конце рассказать крохе, почему круглые катятся лучше других.

Эта игра научит отличать шар от куба, конуса, бруска.

«Отгадай-ка, что внутри»

Для игры отбирают десяток всем известных предметов, например, зубную щетку, бутылочку, расческу и т. д. Каждый из них нужно положить в непрозрачный пакет и заклеить или завязать. Пакеты выдают по одному, предлагают наощупь определить, что внутри. Если у малютки не получается пощупать и понять, что там за предмет, можно открыть пакет и дать потрогать, не заглядывая внутрь. Игра достаточно интересная, если с умом подобрать предметы.

Взрослые в процессе угадывания не должны молчать. Можно высказывать вслух свои предположения, говорить «вокруг да около», намеками подсказывая, о чем речь. До тех пор, пока он сам не назовет предмет правильно.

Игра учит распознавать предметы вслепую, полагаясь лишь на тактильные ощущения, стимулирует развитие мелкой моторики и получение нестандартных навыков.

Такие занятия важны как для детей, так и для родителей. Совместные занятия сближают, способствуют взаимопониманию. Играя с дочерью или сыном, родители, сами того не замечая, освобождаются от стресса, настраиваются на позитив.

«Похож – не похож»

мальчик с мишкой Возьмите, к примеру, две мягких игрушки – пусть это будет мишка и зайка. Игра построена на рассуждении, чем зверушки похожи и чем отличаются.

Так, и у медвежонка, и у зайца есть глазки, носик, лапы, шерсть. Только мишка коричневый, уши у него маленькие, а заяц серый, с длинными ушами.

Чтобы усложнить задание, можно взять двух кукол и попросить кроху найти различия между ними.

Игра развивает внимание к деталям, способность концентрироваться на предмете.

«Больше, меньше или равно»

Чем раньше родители преподнесут малышу основы математики, тем лучше. Для игры понадобится четыре мягкие игрушки (или куклы) и несколько блюдец. Положите перед игрушками три блюдца и скажите: одного блюдца не хватает». Затем сделайте так, чтобы блюдец было на одно больше, чем игрушек. Наконец, уравняйте их количество.

Игра является введением в математику, учит сравнивать.

«Сделай сам»

Чтобы научить ребенка правильно пользоваться ножницами, можно сделать вдвоем книгу. Для этого нужно:

  • взять большой кусок картона и разрезать его на листы одинакового размера;
  • подобрать в ненужных журналах картинки и вырезать их;
  • наклеить иллюстрации на листы картона (страницы);
  • в каждом листе проделать по два отверстия;
  • сложить листы стопкой, продернуть через отверстия шнурок или ленточку и сшить книгу.

Игра развивает детское воображение.

«Крепость»

Построить дом или даже целый замок можно из чего угодно. В качестве «строительного материала» подойдут картонные коробки из-под мелкой и крупной бытовой техники, обуви. Играть можно долго, многократно перестраивая свою крепость, добавляя к ней новые фрагменты.

Игра развивает не только воображение, но и инженерные познания. Дети получают представление о том, что такое равновесие, нагрузка, устойчивость.

Питание детей в возрасте 2-х лет

DoFF4XVXkAA_1Dt

Среди двухлеток встречаются дети, привыкшие просыпаться ночью ради дополнительного приема пищи. От этой младенческой привычки пора отвыкать. Чтобы не возникло проблем, родители могут на первых порах предложить деткам среди ночи полстакана компота или питьевой воды. Вскоре они и сами перестанут просить есть во внеурочное время. В двухлетнем возрасте ребенок должен питаться как минимум 4-5 раз в день. Принципы питания следующие.

  • Ужин должен быть достаточно плотным, а лучше, чтобы их было два. В качестве позднего перекуса непосредственно перед сном подойдет теплое молоко или сладкий кефир.
  • Завтракать нужно тоже основательно: пища должна содержать растительный и животный белок, клетчатку, углеводы. Каша со сливочным маслом, сырники, оладьи со сметаной или джемом, омлет, запеканки, печенье, компоты и морсы. С утра следует основательно накормить мальца, чтобы чувство голода не беспокоило его до самого обеда.
  • Обедать следует за час до дневного сна. В рационе должны быть густые супы, мясные и рыбные блюда с крупяными и овощными гарнирами. В качестве напитка – соки, компоты, питьевая вода. Если планируется ввод незнакомой пищи. Это следует делать в первой половине дня, никак не вечером, чтобы понять, как организм реагирует.
  • На полдник малютка получает что-то легкое, но питательное: йогурт, творожный сырок, чай с пряником или нежирным печеньем. Пища должна позволить ему продержаться до ужина, не перегружая желудок.
  • Ужин должен быть обильным (см. выше), чтобы ночью не появилось чувство голода. Дополнительно к основному блюду следует подать свежие или консервированные фрукты, булочку.
  • Некоторые дети отличаются отсутствием аппетита, что, безусловно, расстраивает родителей. Не стоит пытаться кормить их насильно. Если кроха весел, хорошо себя чувствует и не выглядит голодным, то в нет никакой беды в том, что он не съедает целиком свою порцию.

Рецепты блюд для двухгодовалого малыша

  1. Гречневые котлеты

Пропустить через мясорубку 300 г отварной говядины, сваренное вкрутую яйцо, немного мелко нарезанного жареного лука. Добавить полстакана вареной гречневой крупы, посолить по вкусу и приготовить фарш. Сформировать котлеты, обжарить с двух сторон в растительном масле и потомить 4-5 минут под крышкой с небольшим количеством воды.

  1. Запеканка из яйца с сыром

Куриное яйцо взбить с двумя столовыми ложками молока, подсолить, добавить по чайное ложке сметаны и пшеничной муки, размешать до однородного состояния. Небольшую форму смазать маслом, выложить в нее яичную смесь и запекать в предварительно разогретом духовом шкафу. За пару минут до готовности посыпать тертым сыром.

  1. Суп из фасоли с орехами

Горсть фасоли предварительно замочить. Залить полутора стаканами воды и варить до мягкости бобовых. Одну картофелину мелко нарезать и добавить в бульон. Отдельно обжарить на сковороде лук и коренья, добавить туда же. Когда картофель сварится, суп выключить, разлить по тарелкам, заправить толченными орехами и свежей зеленью.

  1. Творожная запеканка с морковью

Вареную морковку натереть на терке. Белую булку размочить в молоке, добавить сырое яйцо, творог, по чайной ложке сметаны и сахара. Все перемешать, подсолить и переложить в смазанную маслом форму. Запекать в духовке в течение получаса, подавать со сметаной.

  1. Суп с мясными фрикадельками

Вначале готовим фрикадельки: вареную говядину пропустить через мясорубку, добавить яйцо, соль, сформировать шарики. В подсоленый кипяток опустить мелконарезанную картофелину, отварить до полуготовности. После этого опустить фрикадельки и варить еще 10 минут. Другой вариант – сварить их отдельно и добавить в тарелку при подаче.

Двухлетний малыш нуждается в заботливом и внимательном уходе. Под этим подразумевается многое: забота о здоровье и безопасности, полноценном рационе, создание условий для всестороннего развития.